Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс » КГУ "Коррекционный ясли-сад №13 для детей с нарушениями зрения"
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№13 арнайы бөбекжай-балабақшасы"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Телефон заведующего:
+7(727) 247-91-90
Телефон методиста:
+7(727) 247-96-36
Версия
для слабовидящих
» » Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс
04
сентябрь
2024

Перечень умений и навыков детей от 1 года до приема в 1 класс


№ п/пПеречень умений и навыковЯсельный возраст
(дети 1-2 года)
Дошкольный возраст
(дети 3-5 лет)
Группа раннего возраста
(дети 1 года)
Младшая группа
(дети 2-х лет)
Средняя группа (дети
3-х лет)
Старшая группа (дети 4-х лет)Предшкольная группа, предшкольный класс школы (лицея, гимназии)
(дети 5-ти лет)
Физическое развитие
1Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.Садится за стол, снимает и надевает одежду с помощью взрослого,
просится на горшок.
Владеет первоначальными навыками личной гигиены;
садится за стол самостоятельно, снимает и надевает одежду в определенном порядке с помощью взрослого.
Знает необходимость соблюдения ежедневных гигиенических навыков; снимает и надевает одежду самостоятельно.Знает последовательность выполнения гигиенических процедур; снимает и надевает одежду самостоятельно, убирает вещи при помощи взрослого.Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры;
понимает важность и необходимость закаливающих процедур.
2Физическая культураУмеет хватать пальцы взрослых.
Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки.
Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы.Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков.Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений.Умеет выполнять самостоятельно основные виды движений.
3Самостоятельная двигательная активностьСамостоятельно ходит, повторяет движения по показу взрослых.Выполняет игровые действия под контролем взрослого.Участвует в совместных подвижных играх.Самостоятельно играет в различные национальные игры и соблюдает все правила игры.Проявляет инициативу в организации подвижных игр, соблюдает правила игр.
4Оздоровительно-закаливающие процедурыИсполняет режимные моменты.Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях.Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания.Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни, закаливает дыхательные пути с помощью взрослого.Понимает важность и необходимость закаливающих процедур; имеет первоначальные представления о здоровом образе жизни.
Развитие коммуникативных навыков
1Понимание речиСлушает взрослых, понимает, выполняет задание.----------------------------------------
2Активная речьСтарается говорить правильно;
отвечает на простые вопросы;
произносит предложения из 2-3 слов.
------------------------------------------
3Звуковая культура речи.-------------.Произносит отчетливо отдельные гласные и согласные звуки.Четко произносить гласные и некоторые согласные .Правильно произносит все звуки родного языка.Говорит правильно, выразительно; использует различные способы интонационной выразительности.
4Формирование словарного запаса-----------Называет слова, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели, фруктов, домашних животных и их детенышей, транспортных средств и предметов личной гигиены, проявляет интерес к ценностям казахского народа.Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества.Использует в речи часто употребляемые прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Понимает сущность предметов быта и окружающей среды;
узнает и называет казахские национальные предметы быта;
проявляет уважение к ценностям казахского народа.
Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы; проявляет уважение к ценностям казахского народа; общается самостоятельно со сверстниками, играет вместе, дружно в разные игры. 
5Грамматический строй речи-----------Употребляет формы множественного числа существительных.Применяет необходимые слова и словосочетания.Связывает слова в предложении, правильно употребляет вспомогательные слова.Правильно образовывает и употребляет однокоренные слова, глаголы с приставками, использует формы речевого этикета; употребляет простые и сложные предложения.
6Связная речь------------.Понимает речь взрослых, отвечает на простые и более сложные вопросы, выражает свое мнение.Слушает и понимает речь взрослых, выражает свое мнение.Использует в речи разные типы предложений (простые и сложные), прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; задает понятные вопросы и дает полные, правильные ответы.Правильно формулирует основную мысль, выражает свое мнение; последовательно пересказывает рассказ, составляет небольшие логические и повествовательные рассказы.
7Художественная литератураСлушает и понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок; самостоятельно рассматривает картинки в книгах.Слушает знакомые произведения без наглядного сопровождения; рассматривает иллюстрации в книгах, отвечает на поставленные вопросы по содержанию иллюстраций; эмоционально откликается на произведения устного народного творчества.Слушает и понимает содержание литературных произведений;
проявляет интерес к ценностям казахского народа;
рассматривает картинки в книгах самостоятельно; передает свое отношение к персонажу, различным событиям.
Пересказывает содержание знакомых сказок и рассказов; рассматривает самостоятельно иллюстрации в книге, составляет сказку, рассказ;
называет несколько произведений, которые ему нравятся, использует литературные образы в игре.
Читает стихотворения выразительно, с интонацией;
пересказывает содержание рассказа самостоятельно, сохраняя последовательность сюжета;
проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи.
8Казахский язык----------Слушает и правильно произносит слова, произнесенные на казахском языке; 
правильно произносит специфические звуки казахского языка;
понимает значение слов, применяемых в повседневной жизни, и правильно их произносит.
Правильно произносит слова на казахском языке;
правильного произносит специфические звуки казахского языка;
понимает и называет названия бытовых предметов, фруктов, овощей, животных, птиц, частей тела человека часто употребляемых в повседневной жизни;
произносит слова, обозначающие признаки, количество, действия предметов;
считает в прямом и обратном порядке до 5;
понимает простые предложения из 2-3 слов.
Произносит специфические звуки казахского языка в слове;
произносит названия продуктов, посуды, мебели, фруктов, овощей, животных, птиц, частей тела человека, транспорта, встречающихся в повседневной жизни;
называет слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величина), действия с предметами, употребляет их в разговорной речи;
знает прямой и обратный счет до 10;
употребляет знакомые слова в повседневной жизни;
рассказывает о себе и своей семье;
употребляет слова необходимые для общения с окружающими людьми;
составляет короткие рассказы о игрушках и картинах по образцу педагога;
рассказывает наизусть пословицы и поговорки.
9Основы грамоты--------------------Делит слова на слоги, определяет их количество и порядок;
составляет слово на заданный слог;
определяет количество слогов в слове; составляет простые предложение с предложенными словами; правильно держит ручку; выполняет задание по подготовке руки к письму.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков
1СенсорикаВыполняет разнообразные действия с предметами (открывать-закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать; группирует однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма).Выполняет задания, опираясь на словесную инструкцию и образец; различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов.---------------------------------
2Основы математики----------------------Различает понятия "один", "много", находит в окружающей среде один или несколько одинаковых предметов; знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения).Считает в пределах 5, называет числа по порядку, сравнивает два разных и одинаковых предмета по длине и ширине, высоте и толщине; различает и называет геометрические фигуры и тела; называет признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия.Знает прямой и обратный счет в пределах 10; сравнивает предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал, применение); различает и называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); рассматривает предметы, определять их свойства и признаки.
Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей
1РисованиеИспользует 4 основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).Изображает предметы, похожие на округлую, удлиненную формы; различает цвета и правильно называет их.Последовательно использует линии, штрихи, пятна, краски;
называет правильно основные цвета.
Рисует отдельные предметы и сюжетные композиции с учетом формы, цвета; 
правильно держит карандаш, кисть, мелки;
распознает коричневые, оранжевые, светло-зеленые оттенки.
Умеет пользоваться красками, смешивает акварель в палитре с водой, красит карандашом различными принтами, для получения насыщенных цветов.
2ЛепкаЛепит плоские, круглые формы.Использует простейшие приемы лепки (отделять куски от крупных частей, объединять их в единое целое, самостоятельно разминать пластилин).Лепит растения и животных путем объединения, сжатия и соединения нескольких частей; объединяет индивидуальные работы в коллективные композиции.Лепит предметы из нескольких частей, учитывая их расположение, соблюдая пропорции, соединяя части;
использует в лепке приемы сжатия, вытягивания, вдавливания; создает сюжетные композиции на темы сказок и окружающей жизни;
участвует в коллективной работе.
Знает особенности лепки из глины, пластилина и пластической массы;
лепит с натуры и по представлению знакомые предметы разной формы и величины.
3Аппликация---------------Размещает на фланелеграфе геометрические фигуры, машин, домов, шаров, цветов.Размещает и склеивает подготовленные взрослым крупные и мелкие элементы.Правильно держит ножницы и пользуется ими;
разрезает узкие и короткие полоски;
вырезает круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем складывания углов; раскладывает и наклеивает предметы, состоящие из отдельных частей.
Вырезает знакомые или придуманные различные образы, сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, и предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое; при составлении аппликации передавает соотношение объектов по величине, видит форму частей различных предметов, их строение, пропорции. 
4Конструирование-----------Конструирует простейшую конструкцию по образцу.Конструирует из крупного и мелкого строительного материала, по образцу и собственному замыслу.Различает и называет строительные детали, использует их с учетом конструктивных свойств; конструирует из бумаги, природного и бросового материала.Конструирует из бросового и природного материала;
опираясь на наглядность, создает поделки по воображению, представлению;
преобразовывает плоскостные бумажные формы в объемные; 
соблюдает правила безопасности на рабочем месте.
5МузыкаПрислушиваться к мелодии и словам песен; подражает окружающим звукам; ходит под музыку, показывает простейшие плясовые движения; бьет в барабан и деревянные ложки.Слушает песню и понимает ее смысл; подпевает отдельные слоги и слова песен; выполняет простые танцевальные движения.Слушает музыкальное произведение до конца; поет вместе со взрослым, подстраивается к его голосу;
самостоятельно выполняет движения в соответствии с музыкой.
Дослушивает музыку до конца, не отвлекаясь; поет выразительно, четко произносит слова; выполняет движения в соответствии с характером музыки.Различает простые музыкальные жанры (кюй, песня, танец, марш); произносит текст песни четко, громко и медленно, умеет воспринимать и передавать характер музыки; исполняет знакомые песни самостоятельно с музыкальным сопровождением и без сопровождения.
Формирование социально-эмоциональных навыков
1Ознакомление с окружающим миромУзнает себя на фотографиях;
улыбается, кивает головой, машет рукой знакомым взрослым;
проявляет интерес к предметам окружающей среды и явлениям природы;
играет с водой и песком;
проявляет интерес к цветущему растению;
интересуется животными, подражает их голосам.
знает родственные связи;
слушает голос взрослого, подражает его движениям, обращается к нему за помощью;
знает навыки культурного поведения: здоровается, прощается, благодарит;
проявляет доброжелательность к сверстникам;
проявляет интерес к предметам ближайшего окружения и явлениям природы;
знает предметы неживой природы (вода, песок, камень);
наблюдает за цветущим растением и называет его части;
узнает и называет некоторые овощи и фрукты или их рисунки;
интересуется животными, птицами ближайшего окружения, показывает части их тела, подражает голоса, повторяет движения в играх;
любит растения и животных, проявляет заботу о них.
Откликается на свое имя, узнает себя в зеркале и на фотографиях;
узнает своих родителей и взрослых, ближайшего окружения, называет их имена;
знает дом и квартиру, в котором проживает;
знает предметы и действия с ними, распознает их по картинке;
играет со сверстниками;
наблюдает трудовые действия взрослых;
проявляет интерес к действиям взрослых;
подражает взрослым, выполняя элементарные бытовые действия;
проявляет сочувствие, заботу о близких;
различает по внешнему виду и называет несколько видов овощей и фруктов;
выделяет части тела животных, обращает внимание на их внешний вид и поведение; 
узнает и называет домашних птиц; 
называет характерные сезонные изменения природы;
имеет представление о свойствах природных материалов;
бережно относится к растениям и животным: любит их, ласкает;
играет вместе, дружно с другими детьми, помогают друг другу и вместе радуются успехам; 
понимает что "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо";
имеет первоначальное представление о транспорте, улице, дороге; знает некоторые виды транспортных средств.
Называет имена членов семьи и близких ему людей;
обыгрывает роли членов семьи в сюжетно-ролевых играх; умеет играть самостоятельно в разные игры;
стремится к самостоятельности: одевается, умывается, чистит зубы;
называет предметы быта казахского народа;
называет транспортные средства;
знает элементарные правила для пешеходов и пассажиров транспорта;
имеет представление о сотрудниках детского сада;
имеет первоначальные представления о городе и поселке, столице Республики Казахстан, государственных символах;
знает традиционное жилье казахского народа - юрту; 
имеет простые представления о "правильных" или "неправильных", "хороших" или "плохих" поступках; 
проявляет интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы;
владеет понятиями о некоторых растениях родного края;
различают и называют некоторые овощи и фрукты; 
распознает домашних и диких животных; 
наблюдает за обитателями уголка природы;
проявляет заботу о природе;
замечает и называет сезонные изменения в природе;
проявляет вежливость: здоровается, прощается, благодарит за помощь;
соблюдает порядок, чистоту в помещении и на участке детского сада.
Воспринимает себя как взрослого, позволяет себе открыто выражать свое мнение, считается с ним, уважает себя;
знает и называет страну, населенный пункт, где родился;
знает о труде взрослых членов семьи;
имеет представление о назначении армии;
проявляет уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим членам семьи;
знает близких родственников, называет их имена, рассказывает о любимых людях в семье, семейных праздниках, традициях;
проявляет интерес к труду;
старается ответственно выполнить задание;
доводит начатое дело до конца;
помогает воспитателю при сборе игрушек;
самостоятельно выполняет обязанности дежурных;
знает о профессиях взрослых;
знает о труде членов семьи, проявляет интерес;
проявляет симпатию к обиженному ребенку, готов оказать взаимопомощь;
играет вместе, дружно с другими детьми, делится игрушками по просьбе сверстников;
высказывает свое мнение, размышляя над происходящим вокруг;
извиняется перед сверстником за обиду;
распознает предметы и объекты с учетом материала;
проявляет бережное отношение к игрушкам, книгам, посуде;
знает названия, содержание и значение некоторых профессий; 
уважительно относится к государственным символам (флаг, герб, гимн);
гордится Родиной - Республикой Казахстан;
знает правила дорожного движения;
называет виды транспорта и иды дорог;
знает правила культурного поведения в общественном транспорте;
знает основы культурного поведения и вежливого общения; 
называет работников детского сада по имени и отчеству;
не вмешивается в разговор взрослых;
вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу;
называет и различает явления природы;
определяет состояние погоды в календаре наблюдений;
устанавливает простейшие связи в сезонных изменениях природы и погоде;
знает диких животных, их внешний вид, передвижение, среда обитания, питание;
понимает о том, что для роста растениям необходимы земля, почва, вода, солнце, свет, влага, тепло;
сравнивает характерные сезонные проявления в животном мире, знает условия, необходимые для их выживания;
знает элементарные правила ухода за растениями и животными;
проявляет интерес и любознательность к элементарному экспериментированию.
Понимает необходимость образования для своего будущего, для успеха;
понимает важность трудолюбия и ответственности;
верит в свои силы и возможности;
понимает родственные связи, знает родословную;
уважает старших, заботится о младших;
помогает по домашним делам;
выражает словесно свои добрые чувства членам семьи; говорит осознанно, выражает свое мнение;
самостоятельно определяет, из каких материалов изготовлены предметы, и описывает их качества и свойства;
пользуется мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, интернетом, телевизором;
знает, что окружающие предметы, игрушки созданы трудом человека, и к ним нужно бережно относиться;
уважает и ценит труд ветеранов труда, пожилых людей;
знает наизусть государственный гимн, понимать его значение;
понимает о важности государственных праздников, принимает в них активное участие;
знает и уважает первых космонавтов Казахстана;
понимает значение живописной природы, достопримечательностей, исторических мест и культурного наследия Казахстана; прояаляет уважение к ценностям казахстанского народа;
любит свою Родину, имеет представление о важности Казахстанской армии, для защиты Родины;
знает и уважает героев Советского Союза;
оценивает свои поступки и поступки других людей;
стремится к достижению наилучших результатов в труде, творческой деятельности;
старается ответственно выполнять порученные задания;
всегда старается быть справедливым по отношению к окружающим, поддерживать их, помогать.
свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада, в ближайшем микрорайоне;
знает о применении специальных транспортных средств;
различает предметы неживой природы от предметов, созданных руками человека;
наблюдает и понимает причинно-следственные связи между живой и неживой природой, явлениями природы;
наблюдает, анализирует, сравнивает, различает характерные признаки предметов и явлений;
распознает и различает деревья, кустарники, цветы, травянистые растения родного края;
наблюдает за растениями, выделяет причинно-следственные связи;
знает способы ухода за растениями;
группирует животных по разным признакам;
самостоятельно экспериментирует со знакомыми материалами;
проявляет бережное отношение к хлебу, к людям труда; 
различает и называет животных и их детенышей, обитающих на территории Казахстана;
знает о пользе домашних животных, ухаживает за ними;
различает и называет перелетных и зимующих птиц, закрепляет представления о пользе птиц;
знает, что человек является частью природы;
знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений;
понимает, что для роста и развития живых объектов необходимы вода, свет, воздух, питание и забота окружающих;
проявляет эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к объектам живой и неживой природы, которые его окружают;
рассказывает о профессиях родителей, близких, уважает и ценит труд взрослых;
помогает по домашним делам;
самостоятельно выполняет обязанности дежурного, поручения в группе на участке детского сада;
проявляет бережное отношение к труду;
знает Президента Республики Казахстан, гордится им;
знает правила дорожного движения;
знает правила поведения в окружающем мире, природе.
2БезопасностьПонимает значение слов "можно", "нельзя", "опасно";
знает элементарные правила безопасного поведения на прогулке.
Знает правила безопасного поведения на прогулке и во время игр с водой, песком;
знает элементарные правилами безопасного поведения на дорогах.
Соблюдает правила безопасного поведения в группе, на прогулке и в природе.Сохраняет правила безопасного поведения при использовании спортивного оборудования во время игры;
обладает элементарными навыками безопасности собственной жизни;
соблюдает правила безопасного поведения на улице, во дворе, на территории дошкольной организации; 
знает элементарные правила поведения в окружающей среде, проявляет осторожность.
Понимает и соблюдает правила безопасности собственной жизни;
соблюдает правила поведения в общественных местах; понимает и различает что "правильно" или "неправильно", "хорошо" или "плохо";
знает обязанности в группе детского сада, дома;
знает правила безопасного использования мобильным телефоном, смартфоном, компьютером, интернетом, телевизором.